![](Index/Images/AnimatedGIF/spacer.gif) Товарищ Энвер Ходжа совершенно точно отразил классовую сущность той поддержки, которую Сталин получал от мирового пролетариата, и той жалкой крикливой «критики», которой его дело подвергали буржуазия и ее приспешники вроде либералов и троцкистов:
«Пролетариат, марксистско-ленинские партии, подлинные коммунисты и все прогрессивные люди в мире находили правильными, разумными и нужными спасительные действия Большевистской партии и Сталина в защиту нового, социалистического общественно-экономического строя и государства. Дело Сталина одобряли мировой пролетариат и народы мира, ибо они сознавали, что он боролся против гнета и эксплуатации, которые они испытывали на себе. Народы слышали клеветнические измышления на Сталина именно из уст тех извергов, которые устраивали пытки и массовое истребление в капиталистическом обществе, из уст тех, кто был виновником голода, нищеты, безработицы и неисчислимых лишений, поэтому они не верили измышлениям» (Энвер Ходжа, «Со Сталиным». 2-ое издание на русском языке. Изд-во «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1984г., стр. 17-18).
![](Index/Images/AnimatedGIF/spacer.gif) Первая встреча Энвера Ходжа со Сталиным состоялась в июле 1947 года. Он описывает И.В. Сталина как истинного интернационалиста и человека, которому было чуждо какое бы то ни было высокомерие, несмотря на все его огромные заслуги перед мировым коммунистическим движением.
«Он с самого начала создал нам такую атмосферу, что мы скоро почувствовали облегчение от того естественного волнения, которое нас охватило при входе в его кабинет... Несколько минут спустя после первых сказанных слов у нас было такое чувство, будто мы не беседовали с великим Сталиным, а сидели с товарищем, которого мы знали раньше, с которым мы беседовали много раз» ( там же, стр. 58).
![](Index/Images/AnimatedGIF/spacer.gif) Товарищ Энвер Ходжа в деталях описывает то внимательное и товарищеское отношение, которое Сталин проявлял к Коммунистической партии Албании и к ее борьбе. Его товарищеские советы по заложению основ социализма, партийному строительству и правильному ведению классовой борьбы по марксистско-ленинскому пути оказались для Албании незаменимыми и послужили своего рода стимулом для дальнейшей напряженной и тяжелой в условиях отсталой маленькой страны, окруженной врагами, но необходимой и важной работы по строительству социализма.
![](Index/Images/AnimatedGIF/spacer.gif) Сложно пересказать те беседы с великим марксистом-ленинцем, которые описывает товарищ Энвер Ходжа. Сложно передать и весь его энтузиазм, который он пронес через всю свою жизнь после этих встреч. Поэтому лучше читать саму работу Энвера Ходжа «Со Сталиным», нежели ее обзор.
![](Index/Images/AnimatedGIF/spacer.gif) Хотелось бы отметить лишь еще одно крайне важное место в воспоминаниях Энвера Ходжа, которое касается отношения И.В. Сталина к религии. Враги социализма из среды горе-почитателей Сталина пытаются оправдать великого классика в глазах реакции, приписывая ему заигрывания с религией и церковью, а некоторые даже опускаются до беспардонной лжи о том, что И.В. Сталин был верующим! Однако если внимательно читать произведения И.В. Сталина, то в них можно частенько увидеть справедливые нападки и на церковь, и на религию. Вот отрывок одной из бесед Энвера Ходжа со Сталиным на тему религии, который является подтверждением того факта, что И.В. Сталин был последовательным атеистом:
«Борьбу против духовников, занимающихся шпионской и диверсионной деятельностью, никогда не рассматривайте сквозь религиозную призму, — сказал Сталин, — всегда рассматривайте ее сквозь политическую призму. Духовники должны повиноваться законам государства, потому что законы эти выражают волю рабочего класса и трудящегося народа. Хорошо разъясните народу законы и враждебность реакционного духовенства, чтобы и верующая часть населения хорошо видела, что под личиной религии духовники ведут враждебную Родине и самому народу деятельность. Поэтому, убежденный фактами и аргументами, народ должен вместе с правительством бороться с духовниками-врагами. Наказывайте и устраняйте лишь тех духовников, которые не слушаются правительства и совершают тяжкие преступления против государства. Но, подчеркиваю, народ должен убедиться в злодеяниях этих духовников, убедиться также в никчемности и вредности религиозной идеологии» (там же, стр. 167-168).
![](Index/Images/AnimatedGIF/spacer.gif) Таким образом, и в этом вопросе товарищ Сталин стоял на твердых марксистско-ленинских позициях. Его суждения полностью соответствовали подходу Ленина к такому сложному вопросу, как борьба с религиозными предрассудками, искоренение которых является трудным, долгим и кропотливым делом, не терпящим шапкозакидательского подхода и поспешный действий.
«Бороться с религиозными предрассудками надо чрезвычайно осторожно; много вреда приносят те, которые вносят в эту борьбу оскорбление религиозного чувства. Нужно бороться путем пропаганды, путем просвещения. Внося остроту в борьбу, мы можем озлобить массу; такая борьба укрепляет деление масс по принципу религии, наша же сила в единении. Самый глубокий источник религиозных предрассудков — это нищета и темнота; с этим злом и должны мы бороться» (В.И. Ленин, т. 28, стр.161).
IV. Борьба АПТ против хрущевского ревизионизма
![](Index/Images/AnimatedGIF/spacer.gif) Борьба с югославским ревизионизмом была только началом (хотя и большим началом) той огромной борьбы, которую в силу складывавшихся условий на протяжении нескольких десятков лет вела Албанская партия труда против мирового империализма и его верного союзника и орудия — мировых ревизионистских течений. Партии и стране предстояли в будущем гораздо большие испытания. Дело осложнялось тем, что империалистические державы Запада никогда не оставляли попыток снова навязать Албании роль разменной карты и опорного пункта империализма на Балканах. Империализм действовал в тесном союзе с югославским «социалистическим» руководством, которое специально тренировало и засылало диверсантов и убийц в Албанию с целью дестабилизации обстановки в стране. Эти попытки с годами не прекращались, а, наоборот, по мере достижения сначала социалистическим лагерем во главе с Советским Союзом, а затем социалистической Албанией в одиночку успехов в социалистическом строительстве, становились все более частыми и ожесточенными. В ходе активизации титовского ревизионизма в его враждебной деятельности по отношению к Албании почувствовали возможность урвать свой кусок и греческие монархо-фашисты, которые вторглись на албанскую территорию, но получили заслуженный и достойный отпор.
|